То, что мы скажем друг другу

4-ая конференция соотечественников в Китае (Харбин) / КССКВ начале мая 2010 года Харбин вновь стал столицей современной русской диаспоры Китая. На два дня улицы этого богатого историей города наполнились голосами некоторых из тех, кто видит себя частью русского мира в Поднебесной. Харбин – большой город и нынешняя Четвертая конференция соотечественников собрала больше людей, чем когда-либо. Но я уверен – если бы в эти дни с нами были все, для кого важна судьба русского сообщества в Китае, нас не вместил бы даже дворец съездов на Тяньаньмыне в Пекине.

В этот раз мы собрались для того, чтобы вместе обсудить вопросы, связанные с русским культурным наследием в Китае в преддверии 65-й годовщины Великой Отечественной войны. Впрочем, конференция всегда выходит за пределы своей тематики и обсуждению подвергались все вопросы и проблемы, которые волнуют нас сегодня – масштабность затронутой проблематики – это показатель актуальности и важности подобных встреч.

Многие спрашивают меня – для чего собираются конференции соотечественников, для чего мы тратим время и средства, зачем отвлекаемся от насущных дел и отвлекаем от них высоких чиновников, руководителей посольства и консульств?

Это важно и мне хотелось бы на этом задержаться: в некоторых областях жизни общества «говорить» это и значит «делать» и я не стал бы эту мысль упрощать. Еще Маркс говорил о том, что идея, воплощенная в сознании многих становится колоссальной материальной силой. Великие дела, часто начинаются с великих слов: Иисус, Ганди, Мартин Лютер Кинг – этот список можно продолжать. Конференция – это способ сформировать, развить и передать такую идею, способ заявить о том и понять то, что мы – не разрозненные группы в разных городах Китая, а часть живого организма русского зарубежного мира, который может говорить от своего имени, защищать свои права, вести равноправный диалог с российскими властями и который будет тем сильнее, чем чаще мы собираемся вместе, чем нас больше и чем мы дружнее. Реальные действия: взаимопомощь, сотрудничество, поддержка, мероприятия, направленные на консолидацию русского сообщества в Китае, являются во-многом результатом таких встреч.

Человеческие сообщества развиваются по законам, отличным от законов остального биологического мира. После своего рождения дети еще долго не способны заботиться о себе, этим мы сильно отличаемся от большинства животных. Для того, чтобы в таких условиях человечество могло развиваться, возник уникальный инструмент коллективной организации – язык. Мы можем говорить и язык способен объединять нас, сохранять нашу культуру и нашу историческую память, сподвигать нас на общие действия, язык – это не слепой инструмент человека, это сам человек и тот незримый материал из которого построено любое человеческое сообщество. Для мира людей свойственно, что сказанные однажды слова фиксируются в памяти многих людей и со временем приобретают статус общепринятых истин, коллективно разделяемых убеждений, традиций, обычаев и всего того символического материала, который в конечном итоге формирует мир в котором живет человек и то, что мы называем «культура» и «общество». Воплощенный в нарративах и документах язык становится историей, правом, моралью, семьей, религией. Если бы это было не так, то каждый человек приходил бы в мир, жил в нем и умирал, не оставив никаких следов, не передав никакой информации тем, кто будет жить после него и тогда никакого человечества не возникло бы – были бы отдельные, объединенные биологическими функциями группы.

Соотечественники, которым довелось жить сегодня в Китае являются уникальными участниками процесса (ре)формирования русского сообщества в Поднебесной, сообщества, чья история уходит далеко в прошлое, но чей голос был почти не слышен в полифонии культур этой страны во второй половине ХХ века. В этих условиях перед каждым из нас стоит задача – по крупицам собрать память о русских и китайцах, объединенных общей судьбой, переживших войну и мир и пришедших сегодня к мысли о которой сказал Посол России в Китае, С.С. Разов: «без сильной России нет сильного Китая». Разрушенные и полуразрушенные храмы, мусорка на месте где десятилетия находилась могила генерала Каппеля, увядяющие памятники архитектуры, которые создавались русскими на этой земле – печальное свидетельство того, что наш голос, голос русских соотечественников в этой стране, десятилетиями был не слышен. Все это мы видели своими глазами, обо всем этом говорили многие собравшиеся. Без сильного Китая нет сильной России – многие из нас, живущих и работающих в Китае россиян, делают свой вклад в развитие могущества этой замечательной, доброй страны, принявшей нас как вторая Родина. Собраться вместе – это лишь начало большого дела – сформировать и укрепить идентичность русского сообщества в Китае, поддержать его, развить, сделать способным представить здесь во всей полноте свою культуру, свой язык и историю – это задача куда более важная и сложная, задача, которую невозможно реализовать если в сердце каждого из нас поселися неприязнь, отторжение, одиночество.

4-ая конференция соотечественников в Китае (Харбин) / КССКМне понравились слова, сказанные участником Координационного совета соотечественников в Китае, профессором Ли Иннань – настало время переходить к более широкому диалогу с большим Китаем, не редуцировать русское сообщество до закрытой группы, не замыкаться в своем мире китайского зарубежья, но открыто обсуждать с внешним миром Поднебесной свои идеи, чаяния и проблемы. Только в этих условиях возможно сохранение и развитие нашего культурного наследия, вновь, единственным способом этого достигнуть является речь, диалог, язык, коммуникация.

Холодный, проливной дождь, лучшая примета в дальнюю дорогу, пеленой накрыл всех участников конференции, когда утром пятого мая мы возлагали венки к памятнику русским воинам, павшим за свободу двух земель – русской и китайской. Я вышел на проспект имени Сталина, к закованной в бетонные берега реке Сунгари, наклонился и опустил ладони в холодную воду. История повторяется. В начале прошлого века на этой реке жила моя бабушка. Судьба унесла ее из этих мест, но до самого конца она рассказывала, как часто снится ей Сунгари, широкие берега и далекие сопки, поросшие густым лесом. Мы не живем на земле одни. С нами живет память, живут те, кого мы любим и те, кто останутся здесь после нас. Что скажем мы им, что услышим в ответ, что скажут о нас потом – решать каждому из нас.

Егор Переверзев

То, что мы скажем друг другу: 1 комментарий

  1. как бы мне хотелось быть тоже к этим событиям причастной!

Добавить комментарий