Александр Чепурин: Зарубежные общины должны помогать России

Александр Чепурин: Зарубежные общины должны помогать России

Недавно правительство России внесло в Госдуму новый законопроект о соотечественниках. Общественное обсуждение этого вопроса продолжается. Чем новый документ отличается от ныне действующего закона, который был принят в 1999 году, в интервью «Росбалту» разъяснил директор Департамента по работе с соотечественниками за рубежом МИД России Александр Чепурин.

— В чем заключается суть нового законопроекта?

— Сразу уточню, что речь идет не о новом законе, а о внесении изменений в ныне действующий закон «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом», принятый одиннадцать лет назад. Законопроект, подготовленный правительственной комиссией по делам соотечественников за рубежом, обсуждался на четырех заседаниях комиссии в 2008-2009 году, а также на страновых и региональных конференциях самих соотечественников. Были вопросы спорные, но, в конце концов, после достаточно острых дискуссий комиссия, согласовав документ со всеми заинтересованными министерствами, внесла его в правительство. 20 марта 2010 года доработанный законопроект был внесен председателем правительства в Госдуму. Все структуры, которые готовили поправки в закон, постарались в максимальной степени учитывать интересы соотечественников, внести в него все, что подпадает под законодательное регулирование, что закрепляет движение России в сторону соотечественников.

В некоторых откликах на внесенный и опубликованный законопроект звучит неудовлетворенность тем, что в поправках не учтены предложения о льготах и преференциях для соотечественников. Зачастую это не относится к данному закону, поскольку уже определено в других законодательных актах: о пенсионном обеспечении, о порядке въезда–выезда из России и т.д. Другие вообще относятся к ведению региональных и муниципальных властей (бесплатное посещение музеев, захоронения). К тому же некоторые предложения дают льготы, которыми не располагают российские граждане, налогоплательщики. Очевидно, что такие вещи не могли попасть в закон.

Между тем в действующий закон вводится ряд новых, весьма важных и позитивных для соотечественников положений, которые должны реально помочь зарубежной общине в расширении связей с исторической Родиной, сохранении этнокультурной общности, в защите прав и законных интересов в странах проживания с учетом международного законодательства в отношении национальных меньшинств. Закон закрепляет ряд положений, в которых Россия берет на себя серьезные обязательства.

— В чем конкретно заключаются эти изменения?

— Поправки содержат положения, которые будут содействовать консолидации зарубежной общины. Это ключевая вещь. Если община не консолидирована, она не в состоянии ни понять, ни защищать свои законные интересы и права. Поправки изменяют «окраску» самого закона. Если раньше, с учетом реалий 1990-х годов, он был патерналистский, то нынешние изменения вносят основы партнерского взаимодействия. То есть расчет на то, что помощь будет идти не только исключительно со стороны России, но и община, активисты, состоятельные соотечественники будут вносить вклад в сохранение и развитие глобального «русского мира».

Если мы посмотрим на мировой опыт, то зарубежные общины, как правило, базируются на принципах самоорганизации, солидарности, защиты культуры, религии, языка. Материнское государство в той или иной степени оказывает им содействие, но никогда не содержит общины, разделяя понятия «граждане» и зарубежная диаспора. Более того, сами зарубежные общины оказывают поддержку государству происхождения: политическую, экономическую, интеллектуальную. Ряд цивилизованных стран, где уровень жизни высок, оказывают материальную помощь зарубежной общине, принимают представителей, поддерживают язык, поощряют морально. По этому направлению пошла и Россия. И за последние три года здесь сделаны существенные шаги.

Вернемся к теме законопроекта: в нем более четко прописаны вопросы защиты прав зарубежных соотечественников. Это актуальная вещь. То, над чем в России уже работают практически. Вы, возможно, слышали, что на последнем Конгрессе соотечественников президент заявил о том, что он поддерживает идею, высказанную участниками Конгресса, о создании фонда защиты прав соотечественников. Над этим ведется практическая работа. И важно, чтобы она четко подкреплялась законом.

Да, по этому вопросу нужно внести некоторую ясность. Нередко взятые Россией обязательства по защите этнокультурных прав соотечественников, широко применяемая загранучреждениями практика юридической и адвокатской помощи понимаются как «обязанность России» оплачивать адвокатов по семейным, имущественным делам, по нарушениям законодательства стран проживания, уголовным делам. С защитой этнокультурных прав соотечественников такой подход не очень увязывается. И это нужно учитывать.

В законопроекте есть и такая важная для соотечественников вещь как возможность госпомощи при возвращении в Россию. В прежнем законе это прописано не было. Напомню, что в 2007 году был издан президентский указ о принятии Госпрограммы по оказанию содействия добровольному переселению в Россию соотечественников, проживающих за рубежом. К настоящему времени в Российскую Федерацию переехали более двадцати пяти тысяч человек. Наверное, это не очень много, но это 25 тысяч судеб. Нужно совершенствовать систему переезда, снимать бюрократические препоны, оказывать большую поддержку соотечественникам в местах вселения. Важно, что в законе вводится новая статья относительно государственного содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию зарубежных соотечественников, что требует весьма ощутимых бюджетных расходов.

Поправки также помогут использовать огромный ресурс регионов для налаживания работы с соотечественниками. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области отношений с соотечественниками дополнены положениями о создании советов (комиссий) по реализации государственной политики в отношении соотечественников. Кроме того, вводится статья, устанавливающая права органов местного самоуправления в этой сфере. В предлагаемых изменениях прописывается, что регионы получают дополнительные полномочия для ведения такой работы по образовательным, молодежным, гуманитарным программам. Будут созданы соответствующие структуры. Хотя уже сейчас регионы включаются в эту работу — начинают помогать соотечественникам, особенно проживающим в небогатых странах.

Наконец, в законопроекте есть нововведение, касающееся образования. Принципиально важно, что соотечественникам, не являющимся гражданами Российской Федерации, в соответствии с поправками предоставляются равные с гражданами права при поступлении в государственные и муниципальные образовательные учреждения России, в том числе за счет средств российского бюджета. Фактически страна, российские налогоплательщики берут на себя расходы на получение соотечественниками высшего и среднего специального образования наравне с россиянами. Кроме того, из года в год все большее число молодых соотечественников приезжают учиться в Российскую Федерацию по специальной квоте для иностранных граждан и соотечественников, которая некоторое время назад президентом России была значительно увеличена.

— Широкий резонанс и дискуссии вызвало предложение о «документировании» соотечественников. Целесообразно ли это делать?

— Те, кто предлагал, чтобы государство снабдило документами всю зарубежную общину, что само по себе беспрецедентно в мире, разделились на сторонников «карты русского» и «свидетельства соотечественника». В результате произошел глубокий водораздел между сторонниками одного и другого варианта.

В законопроекте предложено исключить положение о, подчеркну это, государственном свидетельстве соотечественника, так как это положение не соответствует международным нормам. Оно, кстати, за одиннадцать лет не было востребовано и реализовано. Граждане Российской Федерации, постоянно проживающие за рубежом, не нуждаются в подобном документе в принципе, а в отношении соотечественников — граждан иностранных государств — следует учитывать, что международная практика документирования зарубежных соотечественников крайне ограничена, положительный опыт отсутствует.

Во избежание обвинений во вмешательстве во внутренние дела до начала документирования потребовалось бы подписание соглашений со странами проживания соотечественников, что в ряде случаев представляется нереализуемым. Кроме того, госдокументирование осложнило бы жизнь самих соотечественников, особенно, занятых на государственной службе. На документирование потребовались бы финансовые средства, многократно превышающие все нынешние ассигнования на работу с соотечественниками, а также существенные кадровые и логистические ресурсы в России и за рубежом. Лучше использовать средства на реальные дела.

— Как изменится процент тех, кто причисляет себя к соотечественникам?

— Парадоксально, но подавляющее большинство тех, кто сейчас законом относится к соотечественникам, никак себя к ним не причисляет. Сейчас к соотечественникам можно отнести всех жителей постсоветского пространства и жителей стран, которые входили в состав Российской империи. Это более двухсот миллионов человек, проживающих за пределами Российской Федерации. Большинство их и так не считают себя российскими соотечественниками. У них есть свое отечество, которое они так же любят.

В соответствии с внесенным правительством России законопроектом титульные нации постсоветских стран, как правило, не подпадают под категорию соотечественников.

Реально категория, с которой Россия работает, — это порядка тридцати пяти миллионов человек. При этом важно понимать, что соотечественник – это понятие не юридическое. Это вопрос духовного самоопределения. Если кто-то прямо не подпадает под определение, которое обозначено в законопроекте, но активно работает в общине, ассоциирует себя с Россией как своей Родиной, — он тоже де-факто относится к соотечественникам.

Подводя итог, скажу, что если мы внимательно посмотрим, как различные государства взаимодействуют со своими соотечественниками за рубежом, то увидим, что государств, которые, как Россия, выделяют значительные ресурсы на взаимодействие с диаспорой, ее консолидацию, сохранение этнокультурного пространства, немного. Наша цель – это дружественная, хорошо относящаяся к Российской Федерации, сохраняющая свою идентичность русскоязычная община. Именно этому и послужат вносимые изменения в закон о соотечественниках.

Беседовал Дмитрий Пановкин, Росбалт
http://www.rosbalt.ru

Добавить комментарий